Сайт МОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1"
 

Программа развития школы

ПРОГРАММА

развития муниципального образовательного учреждения

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

Комсомольского района Чувашской Республики

на 2006-2010 годы.

 

 

1.   Паспорт программы

 

 

Наименование программы –    Программа развития муниципального

                                                 образовательного учреждения «Комсомоль-

                                                 ская средняя общеобразовательная школа №1"

                                                 на 2006-2010 годы.

 

Основания для разработки -   Законы РФ и ЧР «Об образовании»; Республи-

Программы                                     каннская целевая программа развития образо-

вания в Чувашской Республике на 2006-2010    годы; Районная программа развития образова-

ния и информатизации.

 

Муниципальный заказчик -   Управление образованием Комсомольской

Программы                                     районной администрации.

 

Разработчик Программы -      Дирекция МОУ «Комсомольская СОШ №1».

 

Цель Программы -                  обеспечение современного качества образова-

                                               ния через усиление личностной направленности

                                               обучения, внедрение инновационных педагоги-                                                                                 ческих технологий в образовательный процесс и                                          осуществление перехода к профилизации в стар                                            шей школе.

 

Задачи Программы -            - обеспечение адаптации школы к изменениям,

                                              связанным с реформой образования;

                                              - удовлетворение потребностей прав и запросов

                                              участников учебно-воспитательного процесса;

                                              - создание модели профильного обучения в школе                                        - введение в учебный процесс предпрофильного                                           и профильного обучения на средней и старшей сту                                         пенях учебы;

                                              - развитие инновационных процессов, поддержка                                         и стимулирование инновационной деятельности                                            педагогических работников;

                                             - создание системы мониторинга и оценки качества                                      знаний обучающихся;

                                             - расширение сферы образовательных услуг, раз-                                          витие дошкольного образования в школе;

                                             - развитие материально-технической и ресурсной                                          базы школы;

                                             - переход на новую форму государственно-общес                                         твенного управления школой, обеспечивающая

                                             взаимодействие органов государственной власти и                                       органов местного самоуправления, образватель-

                                             ного учреждения, хозяйствующих субъектов,

                                             общественных организаций  и родительской

                                             общественности;

                                           - организация сетевого взаимодействия с учрежде-

                                            ниями образования.

 

Сроки реализации -          2006-2010 годы.

Программы        

 

Исполнители -                   МОУ «Комсомольская СОШ №1», администрация

Программы                      Комсомольского района (по согласованию), район-                                      ное управление образованием (по согласованию),

                                          Комсомольское сельское поселение ( по согласова-                                      нию), ДДЮП (по согласованию), ДЮСШ(по согла-

                                          сованию), Центральная районная библиотека ( по

                                          ( согласованию), МОУ «ДШИ» (по согласованию),                     

                                            Центральная районная больница (по согласованию),

                                          РОВД (по согласованию), базовые и другие обще-

                                          образовательные школы (по согласованию).

 

 

2.Информационная справка о школе.

 

 

         Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 1 является муниципальным образовательным учреждением. Она расположена в центре села Комсомольское.

         МОУ «Комсомольская СОШ №1»  -  одно из старейших учебных заведений Комсомольского района. В 2007 году школа отметит свое 150-летие со дня основания. В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом трехэтажном здании, построенном в 1972 году. Школа с 2002 года является базовой. Школу посещают дети из с.Комсомольское, Новые Кошелеи, , д. Александровка, д.Дубовка, Васильевка, Новое Бикмурзино, Байбахтино, поселка Киров.

         Согласно распоряжению кабинета министров Чувашской Республики от 25 ноября  2004 года № 451-р она стала вторым ресурсным центром района.

         В школе обучается 510 учащихся трех национальностей: чуваши, русские и татары. В том числе:

1-ая ступень – 156 человек (10 классов);

2-ая ступень – 224 человек (10 классов);

3-я ступень – 120 человек (6 классов).

         Из 26 классов-комплектов все являются общеобразовательными. В школе с 2002 года работает отделение Казанского социально-гуманитарного колледжа, где обучаются 30 студентов из числа учащихся 9-11 классов по специальностям: бухгалтерский учет, менеджмент, правоведение.

         В школе работает 55 учителей, из них 53 имеют высшее образование, одна учится в аспирантуре Чувашского госуниверситета, одна в Чувашском госпедуниверситете, одна имеет среднепедагогическое образование. Три учителя имеют два высших образования. 14 педагогов (25%) работают высшей квалификационной категорией, 27 (49%) – первой и 7 человек (13%) – второй категорией. Работают два совместителя с 1 категорией.

         Средний возраст учителей школы 43 года. Возрастные показатели педагогических кадров в 2005-2006 учебном году выглядят так:

До 30 лет – 6 человек, из них 5 женщин;

До 40 лет – 16 человек, из них 13 женщин;

До 50 лет – 15 человек, из них 12 женщин;

До 55 лет – 11 человек, из них 7 женщин;

До 60 лет – 7 человек, из них 6 женщин.

         Среди педагогов двое имеют звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», один – знак «Отличник народного просвещения», пять – нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Пять учителей награждены Почетной грамотой министерства образования Российской Федерации.

         Отличительные черты школы сегодня – изучение английского языка со 2-го класса и информатики – с 3 –го класса. С 2002 года реализуется Российско-Голландский проект «Информатизация уроков физики в сельской школе».

         Образовательное учреждение работает в одну смену по пятидневной учебной неделе. Продолжительность уроков 40 минут.

         В школе есть класс информатики с 13-ю компьютерами, кабинет физики с 2-мя компьютерами. В обоих кабинетах есть доступ в Интернет. Библиотека и бухгалтерия школы оснащены тремя комплектами компьютеров. Работает спортзал  площадью 150 кв.м., актовый зал и столовая на 150 мест. Имеется буфет. Есть столярная и слесарная мастерские, кабинет химии, английского, русского, чувашского языков, математики, географии, музыки, истории, медицинской сестры.

         Кроме того 16 учителей и 78 учащихся имеют компьютера в домашних условиях. Книжный фонд библиотеки составляет 17662 экземпляров, из них 7141 учебник.

         Благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе позволяет учителям школы решать самые высокие воспитательные, учебно-методические задачи. За последние пять учебных годов отмечается достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников. Значительно выросла конкурентоспособность образовательного учреждения, ежегодно увеличивается число выпускников, поступающих в высшие учебные заведения, растет качество обучения. Учащиеся школы участвуют в районных и республиканских предметных олимпиадах и занимают призовые места.

 

1.     Успеваемость учащихся

 

Уч.год

Кол. Уч-ся

Кол. Аттест-ых

Кол.отличников

Кол.

Ударн.

Усп.

На 4 и 5 (%)

Кол. Неусп.

1

2000-2001

605

564

60(11%)

220(39%)

50%

1 чел

2

2001-2002

572

537

61(11,4%)

190(35,4%)

47%

1 чел

3

2002-2003

526

495

65(13%)

149(31%)

44%

3 чел

4

2003-2004

547

515

75(15%)

184(36%)

51%

-

5

2004-2005

514

464

83(18%)

159(34%)

52%

1 чел

 

2. Выпускники 11-х классов

 

Уч.год

Кол. Выпускн

Получ.медаль

Поступили учиться

Золот.

Серебр.

в ВУЗ

в ССУЗ

в ПТУ

1

2000-2001

89

3

-

39(44%)

7(8%)

21(24%)

2

2001-2002

72

-

4

31(43%)

26(36%)

5 (7%)

3

2002-2003

43

-

2

19(44%)

13(30%)

8(17%)

4

2003-2004

81

-

2

37(46%)

27(33%)

11(14%)

5

2004-2005

57

2

2

26(46%)

12(21%)

14(25%)

                   

 

 

3. Участие на районных и республиканских предметных олимпиадах

 

Уч.год

Кол. призеров

Из них

Место в районе

Место в республике

1 место

2 место

3 место

1

2000-2001

32

15

9

8

2-ое

 

2

2001-2002

44

16

12

16

1-ое

 

3

2002-2003

35

11

11

13

1-ое

 

4

2003-2004

34

8

14

12

1-ое

2-ое,интеллект. Игра, рус.яз.

5

2004-2005

31

13

9

9

1-ое

 

 

Нормативно-правовое и документальное обеспечение деятельности школы ведется согласно требованиям Законов РФ и ЧР «Об образовании», Типового положения об общеобразовательных учреждениях. В школе разработаны и утверждены должностные инструкции работников, локальные акты:»Внутренний трудовой распорядок школы»,»Коллективный договор между администрацией и профкомом», «Единые требования к учащимся 1- 11 классов», «Положение о промежуточной аттестации учащихся», «Положение о внутиршкольном инспектировании», «Положение о школьной библиотеке», «Положение о школьном самоуправлении учащихся», «Положение о детской организации», «Положение о пришкольном учебно-опытном участке», «Положение о школьном автобусе».

         По учебно-воспитательной и кадровой работе издаются приказы директора школы. Ведется внутришкольный контроль и руководство за воспитательным и образовательным процессами. Вся работа организована на основе Устава школы.

         В школе работают попечительский совет и родительский комитет.

         Для методической работы с учителями образованы и действуют в школе 5 внутришкольных методических объединений. Педагоги проходят курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования и аттестацию на квалификационные категории.

         Управлением школы занимается администрация в составе директора и четырех его заместителей. Оно осуществляется на основе принципов демократии в сочетании с единоналичием.

         Высшим органом образовательного учреждения является педагогический совет.

 

 

3. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы.

 

         Современное состояние российского образования можно считать как экспериментальное. Речь идет об общем образовании. Начатая реформа (или модернизация) школы пока не дает желаемых результатов. В стране затянулось решение вопроса с введением в школу как обязательного Единого государственного экзамена, как инструмента итоговой аттестации выпускников. Вокруг этого вопроса есть разногласия и противники. Снижается цена золотых и серебряных медалей выпускников при поступлении их в высшие учебные заведения. Из года в год растет обучение на платной основе.

         Положительным является присвоение грантов Президента страны образовательным учреждениям и лучшим отечественным педагогам, увеличение оплаты труда классных руководителей, а также разработка  и утверждение Правительством республики Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, районной программы развития образования и информатизации. Эти нововведения должны поднять престиж школ и педагогических работников, улучшить качество образования в изменяющихся условиях жизни.

         Отрицательное влияние оказывает на школу низкий уровень жизни и доходов большинства населения, особенно в сельской местности. Из-за неимения финансовых средств многие одаренные дети из бедных семей не могут после окончания средней школы продолжить свое образование в высших и даже в средних специальных учебных заведениях.

         На работу школ оказывает заметное отрицательное влияние и низкая заработная плата педагогических кадров, обслуживающего персонала и технических работников.

         Для большинства школ нашего района характерно следующее:

- нехватка финансовых и материально-технических ресурсов для эффективного ведения образовательного процесса и жизнедеятельности учебного заведения;

- малое количество обучающихся, отсутствие перспективы рождаемости в деревнях;

- однообразное построение учебно-воспитательного процесса, слабый учет и использование местных традиций и условий;

- отсутствие квалифицированного обучения по отдельным предметам, медленное обновление содержания, форм и методов педагогической деятельности;

- некий «тормоз» в использовании информационно-коммуникативных технологий из-за нехватки компьютеров и т.д.;

- отсутствие целостной, научно обоснованной и финансово подкрепленной системы развития учащихся, психологической, социально-педагогической и валеологической службы помощи школьникам в их личностном росте;

- недостаточное информационное обеспечение педагогической деятельности, наличие дефицита профессиональных контактов и общения.

         В последние годы сложное социальное положение повлияло на увеличение в микрорайоне школы  количества неполных и неблагополучных семей, детей-инвалидов, что, естественно, отражается на результативности обучения и воспитания школьников, на уровень преступности и правонарушений несовершеннолетних детей. В сообщество школы входят 120 неполных семей, 29 неблагополучных семей, 6 детей-инвалидов, 7 подопечных детей, 4 детей-сирот, 9 учащихся охваченных индивидуальной формой обучения. В 2005-2006 учебном году учащимися школы совершены 4 преступления (в основном кражи). На сегодня 8 учеников состоят на учете в ИДН, 5 человек – в КДН, 22 человека – на внутришкольном учете.

         В связи с реструктуризацией сети школ района ситуация изменяется в сторону укрупнения базовых школ за счет малых средних и основных общеобразовательных школ. В районе уменьшается число средних школ от 16 до 11. Все это создает положительную тенденцию в развитии ресурсных центров и базовых школ. Увеличится в них контингент обучающихся в целом и, в старших классах, в частности, что будет благоприятным для организации профильного обучения на старшей ступени  обучения.

         Усилится конкурентоспособность в профессиональной надобности среди педагогических работников, что поведет самореализации учителя в духе современных требований, к его мотивации и повышению профессионального мастерства не ниже первой квалификационной категории, а в ресурсных центрах – даже не ниже высшей категории.

 

4.Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование.

 

         До недавнего времени социальный заказ на образование сводился на то, чтобы выпускник средней школы, оканчивая ее, получил основы знания по всем предметам, умения и навыки. Школа не была нацелена на развитие ребенка в узком направлении. Ученик должен был учиться всему, надо ему это в дальнейшей жизни или нет. Поэтому у многих обучающихся в средних и старших классах пропадал интерес к тем или иным предметам. На протяжении всей истории образования в школах велась профориентационная работа со старшеклассниками. Она сводилась к выбору будущей профессии.

         Такой заказ советская школа выполняла успешно, наша система образования считалась в мире одной из лучших. Заказчики были довольны. Выпускники школ поступали в высшие и среднеспециальные  учебные заведения на бесплатной основе и учеба в них не так зависела от семейного «кошелька», как сегодня.

         В настоящее время качество деятельности учреждений образования во многом зависит от внедрения инновационных технологий в работу педагога, от их социального положения в обществе и т.д. Следует окончательно выбрать форму государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, либо долгий эксперимент по ЕГЭ расхолаживает и учащихся и учителей.

         Разработчики данной Программы исходят из того, что  образом будущего социального заказа на образование будет 12-летняя школа с профильным обучением в старших классах, обязательный единый государственный экзамен по математике и русскому языку, а по остальным предметам по выбору выпускника для поступления в ВУЗ, а также уменьшение учебной нагрузки учащихся и учителей.

 

5.Анализ достижений школы, ее потенциала с точки зрения развития.

 

Выполняя социальный заказ на образование школа достигла определенных результатов. За последние пять лет уровень успеваемости учащихся на «4» и «5» достиг в среднем 50%. В этом показателе высокая доля учащихся начальных классов. В начальной школе нет неуспевающих. Процент успеваемости на «4» и «5» достигает 65%.

         Со второго класса дети обучаются английскому языку. С 3-го класса ведется изучение информатики. Ежегодно юные воспитанники занимают призовые места на районной интеллектуальной игре для младшеклассников, принимают участие на республиканских играх.

         Достижению высоких результатов в обучении детей в начальном звене способствует применение методов развивающего обучения учителями, их высокий профессиональный, интеллектуальный и методический уровень, дополнительная работа с учениками, тесная связь с родителями детей.

         В последние годы изучен, обобщен и распространен среди учителей школы и района опыт работы учителей начальных классов.

         В школе неплохо поставлено преподавание математики, физики и информатики. Данные предметы ведут учителя высшей и первой квалификационной категории, с большим и интересным опытом работы, и молодые, стремящиеся равняться на них. Результатами их работы являются качественный уровень обучения учащихся по предметам, ежегодные призовые места на районных и республиканских, всероссийских заочных математических и физических олимпиадах, успешная сдача ЕГЭ на выпускных экзаменах.

         В школе по физике успешно реализуется Российско-Голландский проект «Информатизация уроков физики в сельской школе». Изучен и обобщен опыт работы учителя физики высшей категории Петрова Вениамина Николаевича на уровне района. Учитель постоянно участвует в районных и республиканских фестивалях учителей физики,  показывает высокое мастерство в проведении современных уроков с применением компьютера. Свой опыт работы, методические разработки педагог распространяет через газету «Первое сентября» и журнал «Физика в школе».

         Высоких результатов добивается молодой учитель информатики Родионов Петр Васильевич, работающий в школе с 2002 года. С этого времени на районных олимпиадах по информатике нет равных его ученикам. Под руководством учителя учащиеся участвуют в различных конкурсах.

         В 2004 году ученик 11б класса Зайцев Павел стал дипломантом Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Другой ученик Петров Евгений занял второе место во Всероссийской игре телекоммуникативных сетей. Оба они продолжают учебу в Чувашском государственном университете.

В 2004 году Родионов П.В. стал победителем районного профессионального конкурса «Учитель года – 2004», участвовал в республиканском конкурсе. В 2003 году занял первое место во Всероссийском конкурсе школьных сайтов «Виртуальный мир – 2003», был стипендиатом Президента Чувашской Республики, стал учителем высшей квалификационной категории.

         Содержательные уроки проводят учителя русского языка и литературы Афанасьева Л.П., Михайлова С.В., Свинина Е.С., Чернова З.Г. и другие. Двое из них имеют разработанную ими учебную программу по литературе с применением компьютера.

         Учащиеся школы активно участвуют в проводимых в районе конкурсах, викторинах и олимпиадах, занимают передовые позиции. В этом году по русскому языку и литературе 2 первых, 2 вторых и 2 третьих места на олимпиаде.

         В 2003 году обобщен опыт работы учительницы высшей категории Черновой Зои Гавриловны. В 2005 году учительница русского языка и литературы Михайлова Светлана Васильевна участвовала на районном конкурсе «Учитель года – 2005» и заняла третье место.  

         Трое учителей русского языка и литературы Афанасьева Л.П., Михайлова С.В., Чернова З.Г. работают в творческой группе при районном управлении образованием, что, безусловно, является признанием заслуг учителей-словесников.

         Нельзя не отметить достижения учителей истории, обществознания, экономики и основ правовых знаний. Их ученики регулярно занимают призовые места на районных олимпиадах, участвуют на республиканских. Учительница истории и обществознания Галимзянова Закия Зарифулловна имеет высшую квалификационную категорию. Ее ученики показывают высокие результаты на выпускных экзаменах. Сама, как классный руководитель 11в класса, участвует в районном конкурсе «Лучший классный руководитель – 2006».

         Васильева И.В. обучается по очной форме в аспирантуре Чувашского государственного университета  имени И.Ульянова по специальности «История», готовится  к защите кандидатской диссертации.

         На результаты работы этих педагогов положительно влияет и то, что они преподают профильные предметы в Комсомольском отделении Казанского социально-гуманитарного колледжа.

         Из года в год набирают опыт и достигают хороших результатов учителя чувашского слова, английского языка. Растет их профессиональный уровень, результативность в работе. Учащиеся по данным предметам являются призерами районных предметных олимпиад. В этом году по чувашскому языку и литературе 2 первых, одно второе и одно третье места, по английскому языку  - 1,2 и 3 места. Они активно участвуют в районных мероприятиях, посвященных различным датам, юбилеям чувашских писателей и поэтов, знатных людей.

         В 2006 году педагог-психолог школы Мельникова Н.А стала стипендиатом Президента Чувашской Республики. Высоких результатов добился учитель музыки, имеющий высшую категорию, заслуженный деятель музыкального общества ЧР Титов Тит Порфирьевич.

         Учащиеся 1-8 классов охотно посещают уроки музыки, участвуют в художественной самодеятельности школы. О достижениях учителя и учащихся говорят и такие показатели:

2001 год – детский хор школы – лауреат республиканского фестиваля «Цветы

                  Чувашии»;

2002 год – фольклорный коллектив учащихся школы – лауреат республикан-

                  ского фестиваля «Перепелочка»;

                  - фольклорный детский коллектив – 1-ое место в районном конкур-

                  се «Сене пурнас калчисем».

2003 год – детский хор школы – дипломант зонального смотра  республикан-              

                   ского фестиваля «Цветы Чувашии»;

2004 год – ученица 6 класса Михайлова Наташа – лауреат республиканского         

                   фестиваля «Цветы Чувашии»;

                  - хор учителей школы – лауреат и дипломант республиканского

                  смотра-конкурса художественного творчества работников

                  образования Чувашской Республики.

         Такие достижения учителя добиваются благодаря своему неустанному творческому труду. Среди них:

- первое место за последние 4 года на районных предметных олимпиадах среди школ района;

- высокий процент поступаемости выпускников средней школы в высшие и среднеспециальные учебные заведения ( от 60% до 79%);

- пять золотых и десять серебряных медалей «За особые успехи в учении» за последние 5 лет, полученные выпускниками школы.

         Положительные изменения произошли в укреплении материально-технической базы школы. За последние пять лет благодаря поддержке администрации района произведены следующие работы:

2001 год – заменена мягкая кровля 3-х этажного здания школы на

                  двухскатную шиферную;

2002 год – заменена система отопления в 3-х этажном здании школы;

                - построена газовая котельная;

                - построен гараж для школьного автобуса;

                - приобретен школьный автобус.

2003 год – заменены электропроводки и освещение в 3-х этажном здании

                   школы;

                - построено четыре классных помещения в здании школы силами                                

              учителей;

2004 год – установлена автоматизированная пожарная сигнализация в здании     

                   школы;

                 - заменена деревянная ограда школы на металлическую;

                - отопление школы переведено на газовое.

2005 год – заменена на новую подземная теплотрасса;

                 - над зданием школы установлена молниезащита;

                 - начата замена оконных блоков и рам 3-х этажном здании школы.

         С ноября 2004 года школа участвует в реализации проекта «Реформа школьного образования». По линии республиканского фонда образования получены три комплекта компьютеров для бухгалтерии и библиотеки школы, мебель для кабинета иностранного языка и другая офисная техника и мебель.

         Министерство образования и молодежной политики выделило спортивный инвентарь на сумму более 130 тысяч рублей, что позволило в корне изменить спортивную базу школы.

         Из средств школы закуплены три комплекта компьютера с принтером и сканером, один баян, шесть магнитофонов, четыре стола для компьютеров.

         Отмеченные успехи стали возможными благодаря правильному подходу со стороны управления школы к постановке учебно-воспитательного процесса, , к работникам школы, хозяйственной деятельности .

         Со стороны администрации осуществляется регулярный внутришкольный контроль за ходом обучения и воспитания. В школе проводятся предметные двухнедельники, различные конкурсы, месячники, викторины, школьные предметные олимпиады, соревнования по разным видам спорта, встречи с руководителями и работниками различных организаций и учреждений.

         Изменения, которые происходят и будут происходить, большого сопротивления не встречают как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Возникающие вопросы и недопонимания решаются путем разъяснительной работы.

         Потенциал школы для введения инновационных технологий в учебно воспитательный-процесс есть. Надо его расшевелить, направить на новое русло обновления образования. Для этого в школе организованно обучение педагогических работников работе с компьютерами и другой техникой. В связи с этим нужно менять подходы к организации методической учебы учителей, повышению из квалификации и аттестации, к изменению психологии учителя.

 

6. Анализ проблем школы и их причин.

 

         В настоящее время в школе существует ряд проблем, решить которые предстоит в ближайшее время и в недалеком будущем трудовому коллективу, родительской общественности совместно с органами местного самоуправления, социальными партнерами.

         В области учебы – это:

- существование второгодничества среди учащихся;

- низкий уровень учебы некоторых детей в средней и старшей ступенях обучения;

- прогулы уроков учащимися без уважительных причин;

- недостаточная учебно-материальная база, в том числе малое количество компьютеров ( 1 компьютер на 40 учащихся);

- отсутствие компьютерной грамотности немалой части учителей;

         В области воспитания – это:

- преступность среди учащихся;

- наличие детей с девиантным поведением;

- создание четкой системы профилактической работы с обучающимися;

- недостаточный контроль со стороны родителей за своими детьми во внешкольное время;

- влияние на детей «отрицательных авторитетов» уличной среды;

- наличие у части учащихся вредных привычек (курение).

         В области укрепления материально-технической базы  - это:

- старение учебной мебели;

- требует капитального ремонта спортзал школы;

- завершение замены оконных блоков и рам;

- замена дверей классных помещений;

- оснащение инструментарием, верстаками школьные мастерские.

 

7. Ожидаемые результаты реализации Программы (концепция желаемого состояния школы)

 

Результатами реализации Программы станут:

- адаптация школы к изменениям, связанным с реформой образования;

- создание развитой инновационной образовательной инфраструктуры;

- позитивное изменение уровня инновационной культуры участников учебно-воспитательного процесса;

- появление модели профильного обучения в школе;

- охват учащихся 9-11 классов предпрофильной и профильной подготовкой;

- появление системы мониторинга и оценки качества знаний обучающихся;

- охват детей услугами системы дополнительного образования до 80%;

- готовность 85% выпускников к осознанному выбору профессий после окончания школы;

- достижение компьютерной грамотности у 100% учащихся 3-11 классов и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;

- владение каждым выпускником школы чувашским языком и одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

- обеспечение школы компьютерами в соотношении 1 на 15 учащихся;

- практическое применение 80% педагогов инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- полный переход на новый базисный  учебный план;

- качественное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;

- появление новой модели научно-методического сопровождения учителей;

- появление новой формы государственно-общественного управления качеством образования;

- решение вопросов материально-технической базы школы;

- появление сетевого взаимодействия между ресурсным центром и другими общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования, культуры.

 

8. Ресурсное обеспечение Программы

 

         Основными источниками финансирования Программы развития являются:

- средства республиканского бюджета;

- средства районного бюджета;

- смета расходов школы по годам;

- внебюджетные средства школы.

 

9. Эффективность реализации Программы развития школы

 

         Эффективность реализации Программы развития школы определяется перечнем индикаторов оценки эффективности.

 

Наименование индикатора

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г

1

Доля классов,занимающихся по программам предпрофильного  и профильного обучения в общей численности классов среднего и старшего звена, в %

37

44

44

47

50

2

Охват учащихся программами дополнительного образования, в %

60

62

62

65

70

3

Удельный вес учащихся, изучающих иностранный язык со 2-го класса, в общей численности учащихся начальных классов, в %

76

78

79

80

100

4

Удельный вес учащихся, изучающих информатику с 3-го класса в общей численности учащихся начальных классов, в %

44

53

58

60

100

5

Удельный вес призеров районных олимпиад в общей численности учащихся, в %

7

7

7

8

8

6

Обеспеченность учащихся школы комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем и национально-региональным компонентом, в %

71

75

80

85

90

7

Численность учащихся в расчете на один персональный компьютер

31

28

25

20

15

8

Удельный вес педагогических работников, владеющих ИКТ, в общей численности педагогов, в %

52

60

68

80

100

9

Удельный вес учителей, прошедших повышение профессиональной квалификации в ЧРИО в отчетном году, в общей численности педагогов, в %

15

15

15

17

20

10

Удельный вес учителей, прошедших аттестацию на квалификационные категории в общей численности педагогов, в %

26

26

28

30

35

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний, предусмо-тренных на осно-вную деятельность

18

Участие педагогов школы на профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Лучший классный руководитель»

Учителя школы

2006-
2010

 

19

Проведение обучающих семинаров,   научно-методических совещаний, мастер-классов по внедрению НОВЫХ образователь-ных технологий

Дирекция
,
методсов - ет школы

2006-
2010

В пределах бюд-.
жетных ассигно-ваний предусмо-тренных на осно-вную деятельность

20


Обеспечение детей из
малоимущих семей федераль-ным комплектом учебников

Дирекция
, РУО,
МО и МП
ЧР

2006-
2010

 

21

Обеспечение учащихся учебни- ками, в том числе для профильного обучения

Дирекция
,
родители

2006-
2010

Родительские взносы

22

Завершение замены оконных блоков и рам здания школы

Районная админист рация

2006-
2007

400 тыс, руб.
600 тыс, руб

23

Капитальный ремонт спортзала

Районная админист рация

2007-
2010

500 тыс.руб

24

Техническая реконструкция водоснабжения школы

Дирекция школы

2006-
2007

Местный районный бюджет

25

Мониторинг качества образо- вания на основе государствен-ной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

Дирекция школы

2006-
2010

Местный районный бюджет

26

Организация итоговой аттестации выпускников 9 класса в форме ЕГЭ

Дирекция
, РУО

2007-
2010

Местный районный бюджет

27

Переход на новую форму государственно-общественного управления школой

Админист рация района

2008-
2010

Местный районный бюджет

              

               Программа прошла экспертизу в Республиканском Фонде образования 28 февраля 2006 года.

               Принята на заседании педагогического совета 14 марта 2006 года, протокол № 6.

 

 

Анализ

реализации программы развития муниципального образовательного

учреждения «Комсомольская средняя школа № 1» Комсомольского

района Чувашской Республики.

 

 

            14 марта 2006 года на заседании педагогического совета школы была принята  программа развития муниципального образовательного учреждения «Комсомольская СОШ № 1» на 2006-2010 годы. Программа прошла экспертизу в Республиканском фонде образования 28 февраля 2006 года. Были разработаны мероприятия по реализации Программы развития школы из 27 пунктов. Ежегодно, начиная с 2007 года, в публичном докладе директора школы отражался ход реализации данной программы. В настоящее время  выполнение Программы  развития школы вошло в завершающую стадию.

            Анализ реализации Программы показывает, что  коллектив школы успешно трудится по реализации в жизнь положений Программы, а по отдельным пунктам выполнение идет с опережением сроков.

1.С распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г  № 451-Р школа  стала 2-м муниципальным ресурсным центром  в  Комсомольском районе. Необходимая документация имеется. С приказом по Комсомольскому РУО от 13 апреля 2006 года № 322 был создан при школе ресурсный центр  для сетевого взаимодействия образовательных учреждений района по профильному обучению. Наш центр объединяет следующие образовательные учреждения: 

- Полевояушская СОШ;

- Старочелны-Сюрбеевская СОШ;

- Полевошептаховская СОШ;

- Нюргечинская СОШ;

- Починокинельская СОШ;

- Шераутская СОШ;

- Александровская ООШ.

по направлениям: физико-математический, социально-гуманитарный, информационно-технологический профили. Наименование профилей может меняться в зависимости от выбора учащихся и родителей. В настоящее время с предпрофильным и профильным образованием в школе охвачены все ученики 9-х и 10-11-х классов. Для классов, занимающихся предпрофильного и профильного обучения в общей численности классов среднего и старшего звена составляет 42% против 47% по Программе. Кроме того, сетевым профильным обучением занимаются учащиеся 10-11 классов Полевошептаховской, Починокинельевской и Полевояушской средних школ. Занятия ведут учителя школы, имеющие  высшую квалификационную категорию. Для них организовано 3 профильных класса. С 2002 года Комсомольская СОШ  1» сотрудничает с  Казанским социально-гуманитарным колледжем. На базе школы открыты коллежские классы по трем направлениям обучения: юридический, бухгалтерский учет  и менеджмент. С 2004 года диплом о средне-специальном образовании получили 71 человек, в том числе учащиеся нашей и других школ, работающая  молодежь, из них 22-диплома с отличием. Окончившие колледж в основном поступают высшие учебные заведения страны и Чувашии, работают по полученной специальности. На сегодня в колледж - классах обучаются 20 студентов.

     В 2007 году по договору с Чебоксарским институтом экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета при школе работали 4-х месячные курсы довузовской подготовки для учащихся 11-х  классов школ района. Школа имеет тесные деловые связи с Чебоксарским кооперативным институтом и Чувашской сельхозакадемией.

2. В школе постоянного внимания дирекции школы находится вопросы повышения управленческого мастерства ее членов в условиях быстро изменяющейся обстановке. В этих целях они регулярно участвуют на проводимых республиканских и районных конференциях и семинарах по вопросам управления и организации учебы в условиях модернизации системы образования. Так, директор и его заместитель по учебной работе в период с 09 февраля 01 марта 2006 года прошли обучение в Республиканском фонде образования по модульной учебной программе в рамках проекта «Реформа системы образования» по модулям «Управление» и «Мониторинг». С 13 по 17 ноября 2006 года директор участвовал в работе республиканского семинара руководителей образовательных учреждений по проблеме «Роль руководителя ОУ по реализации приоритетного национального проекта «Образование»; с 04 по 16 апреля 2008 года прошел курсы повышения квалификации в ЧРИО по направлению «Управление образованием». В этом учебном году курсы повышения квалификации вновь назначенных заместителей по учебно-воспитательной работе прошла новый  заместитель по УР Михайлова С.В. Директор и его заместитель по воспитательной работе имеют высшую квалификационную категорию по должности «Руководитель», а два новых заместителя по учебной работе и по начальным классам -первую  категорию.

3.  В школе с 2002 года реализуется республиканская программа «Школьный автобус».По утвержденному маршруту автобус ежедневно привозит и отвозит школьников из трех деревень: Новое Бикмурзино, Байбахтино и пос. Кирова. Количество учащихся, доставляемых  в школу школьным автобусом  за 2006-2009 годы в один конец колеблется в пределах 65-74 человек.

4. Школа за 2006-2009 годы полностью перешла на обучение по новому Базисному плану общеобразовательных школ Чувашской Республики. Со второго класса ведется обучение иностранного языка. С 3-го класса учащиеся занимаются с предметом «Информатика и ИКТ».С 5-го класса учащиеся изучают новый предмет «Обществознание».В среднем и старшем звене введен курс «Мировая художественная культура»

5. Дирекция школы управление образовательным учреждением строит на принципах охраны жизни и здоровья детей и работников. Исходя из Уставных требований и Программы развития школы педагоги работают над внедрением в образовательный процесс различных здоровьесберегающих технологий и методик в зависимости  от ступени обучения и их обновлением. В практике работы учителей имеются физкультминутки, различные короткие игры оздоровительного характера. Вся имеющаяся спортивно-физкультурная база используется для занятия физкультурой и спортом учащимися, работниками школы и родителями. Имеющийся спортзал практически ежедневно занят с утра до 21.00 часов вечера. После уроков с 13.30 до 15.00 занимаются учащиеся начальных классов, с 15.00 до 17.00 учащиеся 5-11 классов и учителя, с 17.00 до 18.30 часов – спортивные секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, с 19.00 до 21.00 часов спортзал занят с родителями, жителями районного центра.

С 2006 года в школе работает волонтерская команда здоровья «Идущие вперед». Командой руководит педагог-психолог высшей квалификационной категории, стипендиат Президента Чувашской Республики Мельникова Н.А. Команда в ноябре 2008 года стала победительницей в республиканском конкурсе «Лучшая добровольческая команда-2009» в номинации «Здоровье и движение вперед», награждена Почетной грамотой министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В начале 2009 года она получила благодарственное письмо за активное участие в республиканской акции «Чувашия - без табака». 23 марта 2009 года школа стала ресурсным центром добровольческого объединения за здоровый образ жизни республиканского фонда «Чувашия».

В текущем учебном году члены клуба провели различные акции против курения, употребления алкоголя, наркотиков и против Спида среди учащихся школы, в центральной библиотеке, среди призывников в райвоенкомате, среди доноров района и т.д. Охват учащихся спортивными и оздоровительными  мероприятиями за последние три года в динамике выглядит так:

 

.

    

п/п

Наименование мероприятий

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

1

Спортивные мероприятия

46%

81%

87%

2

Оздоровительные мероприятия

100%

100%

100%

3

Пришкольный оздоровительный лагерь

24,5%

26%

26%

4

Санатории и оздоровительные лагеря

10,5%

9%

11,3%

 

Мониторинг показателей уровня здоровья учащихся школы:

 

п/п

Наименование мероприятий

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. Год

1

Число учащихся с ослабленным зрением в %

16%

14,5%

14%

2

Число учащихся с нарушением осанки в %

2,6%

2,7%

2,2%

3

Число учащихся с хроническими заболеваниями в %

8,3%

8,6%

7,9%.

4

Число учащихся, отнесенных  к спецмедгруппе по физкультуре

13,2%

14%

12,9%

 

6. Ежегодно в школе проводятся предметные олимпиады с целью выявления одаренных детей. Победители школьных олимпиад участвуют на районных предметных олимпиадах . За последние три учебных года призерами районных олимпиад стали 103 ученика, из них 1 место заняли 44 человека, 2-ое место-26 человек и 3-е место—33 человек. Победители районных олимпиад участвовали на республиканских. Удельный вес призеров районных олимпиад в общей численности учащихся школы в процентном отношении выглядит так: 2007 год-8%, 2008 год- 6%, 2009 год- 8%, что соответствует  показателям Программы развития школы.

7. В школе налажена система проведения школьных научно-практических конференций, игр, конкурсов, турниров и соревнований как среди учащихся так и среди учителей, участия их на различных конкурсах районного, республиканского федерального уровня.

В 2008-2009 учебном году учителя школы Мамуткин А.Ф., Прокопьева А.В. и Чернова З.Г. участвовали во всероссийском конкурсе на грант Президента России. Учитель русского языка и литературы Чернова Зоя Гавриловна выиграла сто тысяч рублей и стала лучшим учителем года.  В 2007-2008 учебном году такой чести была удостоена учитель русского языка и литературы Михайлова Светлана Васильевна  

Обладателями гранта Президента Чувашии являются Титов Тит Порфирьевич и Родионов Петр Васильевич, которые получили по десять тысяч рублей.

    Заместитель директора школы по воспитательной работе Атласкин Н.А. участвовал во Всероссийском конкурсе «Лучший Интернет – сайт по формированию установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в среде молодежи» и завоевал 2-ое место и диплом.

     Учителя Михайлова С.В. и Петров В.Н. приняли участие во всероссийском конкурсе учителей-предметников «Открытый урок», показали неплохие результаты и получили дипломы.

     Учителя Гордеев В.Г. , Родионов П.В. участвовали  в начале 2009 года в региональном фестивале юношеских средств массовой информации «Волжские зори» и получили диплом.

    Учитель физики Петров В.Н. ежегодно участвует в республиканском методическом фестивале «Уроки физики и математики в современной школе». В 2008-2009 учебном году в номинации «Лучший проект» стал победителем и награжден дипломом.

    Ежегодно в республике производится конкурс «Самый классный классный». Классные учителя школы принимают в нем  самое активное участие. В 2008 году в республике классный руководитель 11 б класса Михайлова С.В. заняла 2-ое место и получила приз телевизор. В 2009 году учительница начальных классов Галкина Л.Г. выиграла тоже 2-ое место и получила ценный подарок.

    Учитель физкультуры Мамуткин А.Ф. вместе со своей семьей в 2008 году участвовал в республиканском конкурсе «Папа, мама и я – спортивная семья» в г.Новочебоксарске. Семья Мамуткиных  заняла третье место и получила ценный приз.

Не отстают от учителей и учащиеся школы. Ученики 9 а класса Петрова Мария и Шикарев Богдан, участвуя в межрегиональной заочной физико –математической олимпиаде, вошли в 15 % лучших и получили дипломы.

Ежегодно учащиеся школы участвуют в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», во всероссийской игре «Инфозайка» и конкурсе «Русский медвежонок» и «Английский бульдок», в республиканском конкурсе «Чувашская ласточка», что радует это: 1) рост числа участников конкурсов; 2) рост числа призеров этих конкурсов.

Есть определенные успехи у спортсменов школы. В 2008 году команда  волейболисток выиграла первенство района по волейболу среди школ. Команда хоккеистов заняла второе место. Юные футболисты в районе стали первыми, а старшая группа-второе место. В 2009 году  баскетболисты школы (юноши и девушки) выиграли первенство района среди школ. На первенстве ДЮСШ по легкоатлетической эстафете команда школы вышла на 1-ое место у футболистов в турнире «Кожаный мяч».

Есть достижения школы и в 2009-2010 учебном году. Это:

- 1-ое место на районном конкурсе мультимедийных проектов «Наша школа»;

- 2-ое место на районных предметных олимпиадах.

В республиканском конкурсе творческих работ, посвященный Году земледельца, учащиеся школы достигли хороших результатов:

  1-ое место-Соловьев А.(5 б кл.), Титова А..(10а кл.);

  2-ое место- Свинина Е.(9б кл.);

  3-е место-Галкина Л.(5б кл.), Николаев С.(6а кл.).

В республиканском конкурсе «Мира не узнаешь, не зная края своего» ученица 10 б класса Герасимова М. заняла 1-ое место. В республиканском конкурсе «Мир дикой природы» ученик 1 б класса Титов Д. занял 1-ое место. Ученица 10 а класса Титова Анна участвовала в конкурсе «Я-будущий избиратель». В районе заняла 1-ое место, а в республике-3-е место и приз 1000 рублей.

Проведен районный конкурс «Салют, Победа!» В нем 1-ое место заняла Тимофеева И (6 б кл.), второе место у Матвеевой В.(6 б кл.), Широкиной А.(9 б кл), у Воробьева Р.(10 б кл.)- третье место.

    Учитель чувашского языка и литературы Гордеев В.Г. участвовал на районном конкурсе «Слово и дело Молодежи» и занял 1-ое место.

В текущем учебном году школа принимает участие в реализации следующих проектов:

 -национальный проект «Образование», «Наша новая  школа»;

 -всероссийский проект «Апробация учебно-методического комплекта  «Русский язык» академика Е.А. Быстровой»;

Апробация свободно распространяемого пакета программного обеспечения;

 - всероссийский проект «Школа Касперского»;

 - республиканский проект «Чувашия без табака».

8. В школе из года в год учителя в практику работы внедряют инновационные образовательные технологии. В учебном процессе используются пассивные, активные и интерактивные методы обучения. Школа располагает компьютерным классом, интерактивной доской, шестью  мультимедийными  проекторами, цифровой камерой, фотоаппаратами, магнитофонами и т.п. Во многих классах имеются компьютеры, мультимедийные проекторы. Численность учащихся в расчете на один персональный компьютер составляет 13 человек против 20 по программе. Школа подключена к сети Интернет (имеется кабельная сеть), имеет свой сайт, электронную почту, факс. Многие учителя проводят уроки используя ИКТ. Удельный вес педагогов, владеющих ИКТ в общей численности педработников составляет 82% против 80% по программе. Из них 75% активно используют их  в учебном процессе. Учителями школы подготовлены и используются авторские программы и методические разработки для проведения элективных курсов, профильного обучения, подготовки к ЕГЭ, которые получили рецензии районного методического  совета, утверждены директором школы. Некоторые напечатаны в журналах «Халах шкуле», «Физика в школе», в газете «Первое сентября».

9. Ежегодно большая доля педагогических работников проходит курсы повышения квалификации в Чувашском Республиканском институте образования. В течение 2007-2008 учебного года курсы прошли 11 человек, 22 педагога участвовало на различных семинарах. В 2008-209 учебном году на курсах побывало 10 учителей, на семинарах-12 человек. В текущем учебном году 5 учителей прошли курсы повышения по своим предметам, 10 педагогов участвовали на различных фестивалях и семинарах республиканского уровня.

10. Учителя постоянно занимаются над повышением  своего педагогического мастерства, Своевременно проходят аттестацию на квалификационные категории. Картина прохождения аттестации за последние 4 года выглядит так:

 - 2006 год – 9 человек:

 - 2007 год – 7 человек;

 - 2008 год – 13 человек;

 -2009 год – аттестацию проходят 7 человек.

В 2009-2010 учебном году в школе работает 42 педагога, средний возраст 45 лет. Имеют высшую квалификационную категорию 16 чел.(38%), первую -17 чел.(40%),  вторую -5 чел.(12%), 8 человек  награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», один имеет знак «Отличник просвещения», трое носят звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», пятеро награждены Почетной грамотой министерства образования и науки Российской Федерации, 13 - Почетной грамотой министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 5 человек - Почетной грамотой Госсовета Чувашской Республики.

11. В ноябре 2006 года был создан Управляющий совет школы из 17 человек, Управляющий совет действует на основании положения « Об Управляющем совете школы». Члены совета выполняют свои обязанности на общественных началах. Управляющий совет принял следующие локальные акты: Положение об Управляющем совете; положение о доплатах и выплатах работникам школы; Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы.

Управляющий совет:

 - принимает участие в разработке ежегодного учебно-воспитательного плана работы школы;

 - принимал участие в разработке новой редакции Устава школы;

 - заслушивает публичные доклады директора школы;

 - принимал участие в подготовке и праздновании 150-летнего юбилея школы в декабре 2007 года;

 - содействует в оказании спонсорской помощи школе со стороны предприятий и организаций района;

 - принимает участие в организации совместных ночных рейдов по местам массового пребывания молодежи;

 - принимает участие в решении вопроса награждения работников школы;

 - в выдвижении педагогов на соискании гранта Президента РФ;

 -содействует установлению и обеспечению сотрудничества школы с населением, коммерческими и некоммерческими организациям, органами государственной и муниципальной власти и т.д.

12. В школе воспитательная работа ведется по восьми направлениям. Проводится мониторинг отношения к постановке данной работы. Состояние воспитательной работы по школе, в отдельных классах рассматриваются на заседаниях педсовета, производственных  совещаниях и семинарах классных руководителей, родительских собраниях. Ведется целенаправленная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы. С 2006 года в школе работает совет профилактики правонарушений, возглавляемый директором школы. Еженедельно собираются сведения об учащихся,  систематически пропускающих уроки без уважительных причин, Список представляется в прокуратуру района дл принятия соответствующих решений.

   В школе утверждена  программа формирования законопослушного поведения учащихся. « Мои права и обязанности» для 9-11 классов. Имеются план родительского лектория по  данной тематике.

В результате совместной деятельности резко уменьшилось количество детей, состоящих на профилактическом учете. На учете в КДН и защите их прав в настоящее время состоит 2 ученика,

на внутришкольном учете- 5 человек.

13.  Главной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение качественного образования. Анализ итогов последних четырех учебных годов показывает, что уровень качества заметно повысился. Если по итогам 2005-2006 учебного года успеваемость на «4» и «5» была 52,5%, то в 2008-2009 учебном году-57%.

        За данный период среднюю школу окончил 221 выпускник. Из них 21 получил аттестат о среднем общем  образовании с золотой медалью «За особые успехи в учении», 9 человек- с серебряной медалью.

14.  В программе развития школы предусмотрены меры по укреплению материально-технической базы. За истекший период эти вопросы успешно решались. Практически школьная учебная мебель обновлена на 85%, Школа оснащена современным оборудованием, учебно-наглядными пособиями на более 2 млн.рублей. На строительно-ремонтные работы потрачено свыше 2,5 млн.рублей, Капитально отремонтированы спортивный зал ,столовая с пищеблоком, 15 учебных кабинетов, методический кабинет, бухгалтерия, кабинеты для заместителей директора по учебной и по воспитательной работе, социального педагога и старшей вожатой. Заменена на новую подземная теплотрасса. Для столовой закуплена новая мебель на 108 посадочных мест, отделка коридоров школы. Реконсруктировано технически водоснабжение школы.

     Есть полная уверенность, что программа развития школы на 2006-2010 годы будет выполнена полностью.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".